НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ГЕНЕРАЛИЗОВАННОГО ТРЕВОЖНОГО И БИПОЛЯРНОГО РАССТРОЙСТВА

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ГЕНЕРАЛИЗОВАННОГО ТРЕВОЖНОГО И БИПОЛЯРНОГО РАССТРОЙСТВА

Байбабаев А.А., Муродова Т.М., Нарзикулов Х.Н., Курбонов

А.

Курс психиатрии и наркологии ТИППМК

Актуальность. Генерализованное тревож­ное расстройство характеризуется высокой сочетаемостью как с соматическими, так и психическими заболеваниями. Наряду с ди­агностикой генерализованного тревожного расстройства у многих пациентов может сто­ять вопрос об обоснованности дополнитель­ной диагностики рекуррентной или биполяр­ной депрессии, личностного расстройства, на­рушений, связанных с употреблением психо­активных веществ. Генерализованное тре­вожное расстройство — наиболее распростра­ненное тревожное расстройство, часто соче­тающееся с другими нарушениями психики и поведения, каждое из которых затрудняет диагностику, усложняет лечение и ухудшает прогноз для пациента [1,2]. Чаще всего при генерализованном тревожном расстройстве обсуждается целесообразность и обоснован­ность двойной диагностики аффективного или еще одного тревожного расстройства [3,4].

Сложности в клинической практике вызы­вают попытки разграничения генерализо­ванного тревожного расстройства и тревоги при посттравматическом стрессовом рас­стройстве, генерализованного тревожного расстройства и тревоги при остром стрессе, генерализованного тревожного расстройства и тревоги, вызванной соматическим заболе­ванием или употреблением психоактивных веществ. Сходство между клиническими про­явлениями тревоги и депрессии неоднократ­но приводило к попыткам пересмотреть квалификацию генерализованного тревожного расстройства и отнести его к расстройствам настроения. Еще в 1943 г. Манфред Блейлер в своей книге " Депрессии в первичной меди­цинской помощи" писал: "Это обычное и ча­стое явление, когда депрессивные пациенты обращаются первично к врачу общей прак­тики, интернисту, иногда даже хирургу, ги­некологу, офтальмологу или урологу и спон­танно предъявляют жалобы исключительно на телесные нарушения, скрывая наличие депрессивного настроения. Они сообщают о тяжести в груди, потере аппетита, одышке, нарушениях мочеиспускания, аменорее и мно­гих других телесных нарушениях. Только це­ленаправленный расспрос, ориентированный на выявление психологических проблем больного, позволяет выявить у него наличие ипохондрии, депрессивных идей малоценности, виновности и греха, а также особый стиль протекания мыслительных процессов".

Поставленные вопросы имеют самое не­посредственное отношение к реальной кли­нической практике. Поскольку все больные с данной патологией, как правило, обраща­ются за медицинской помощью к врачам об­щей практики, необходимо выявить клиничес­кие критерии диагностики и разработать ин­дивидуальные терапевтические стратегии.

Материалы и методы исследования. Для решения вышеуказанных задач нами были обследованы 50 больных с пограничными психическими расстройствами (28 больных с генерализованным тревожным расстрой­ством и 22 больных с биполярным расстрой­ством), находившихся на лечении в дневном стационарном отделении Республиканского клинического Центра психиатрии.

Все обследованные пациенты с тревогой первично за медицинской помощью вначале обращались к семейным врачам или врачам других специальностей. Жалобы на собствен­но тревогу они предъявляли редко. Психоло­гические симптомы депрессии и тревоги обычно маскировались ярким описанием больным многочисленных соматических жа­лоб. Для диагностики генерализованного тре­вожного расстройства было использовано специально структурированное интервью для выявления тревожных расстройств.

Было установлено, что генерализованное тревожное и биполярное расстройства при­водят к увеличению числа случаев времен­ной неработоспособности в секторе первич­ной медицинской помощи. Потеря работос­пособности, по крайней мере, на один день в течение 6 последних месяцев наблюдалась у 67% пациентов с генерализованным тревож­ным расстройством и у 68% больных с бипо­лярным расстройством. Проведенное иссле­дование показало, что пациенты с генерализованым тревожным расстройством характе­ризуются более низким уровнем трудовой занятости и проявляют меньше готовности к трудоустройству, чем лица с ограниченны­ми возможностями и хроническими сомати­ческими заболеваниями. Пациенты с депрес­сией менее продуктивны на работе и нужда­ются в уменьшении производственных обя­занностей.

У 32 больных, как и депрессия, сопутству­ющая тревога утяжеляло течение биполярно­го расстройства. Манифестация в юном (не­редко детском) возрасте, плохие показатели социального функционирования и качества жизни, меньшая эффективность терапии и меньшая вероятность достижения качествен­ной ремиссии (восстановления), большая ве­роятность сопутствующей зависимости от психоактивных веществ и алкоголя, а также высокий суицидальный риск были характер­ными для всех пациентов с двойной диагнос­тикой тревожного и биполярного рас­стройств. Суицидальные попытки у больных с генерализованными тревожными расстройствами были отмечены вдвое чаще, чем у больных с биполярными тревожными рас­стройствами.

У 14 обследованных больных тревога воз­никла как реакция на неопределенность, свя­занную с наличием необъясненных сомати­ческих симптомов. У 6 больных она являлась психическим выражением диэнцефальных пароксизмов. В первом случае тревогу мож­но интерпретировать как непосредственную причину вегетативных нарушений, во втором — как их следствие. В обоих случаях тревога явилась причиной телесного дистресса и при­вела к идеаторной фиксации на соматичес­ких ощущениях — ипохондрии и соматизации жалоб больного.

Заключение. Таким образом, как было от­мечено выше, тревога часто предшествует появлению депрессии. Диагностика таких больных на этапе первичной медицинской по­мощи вызывает затруднения. Врачи общей практики вместо генерализованного тревож­ного расстройства нередко диагностируют депрессию, игнорируя симптомы тревоги. Они должны учитывать возможные эффекты различного влияния депрессивных, тревожных и соматических симптомов на презента­цию больными своих болезненных проявле­ний. Приведенные данные подчеркивают важ­ность проведения уже на этапе первичной ме­дицинской помощи не только ранней диагно­стики генерализованных тревожных и бипо­лярных расстройств, но и скрининга на наличие сопутствующих заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2000. С.176-189.

2. Вейн А.М., Соловьёва А.Д., Колосова О.А. Панические атаки. Спб.: Институт меди­цинского маректинга, 1997. 304 с.

3. Цыганков Б.Д., Билим А.И. Психичесие нарушения у беженцев и их медико-пси­хологическая коррекция. Кисловодск, 1998. -135 с.

4. Цыганков Б.Д., Мухачев С.Н., Добровольская Ю.В. Клинико-психопатологическая динамика у больных со смешанным тре­вожным и депрессивным расстройством при комплексной терапии с применением гипербарической оксигенации.// Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2011. № 3. С. 15-23.

Комментарии

Back to Top