Рузиев М.М. ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Рузиев М.М. ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ

УДК: 616.98:578.828-364 (575.3)

Рузиев М.М.

ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
СРЕДИ ДЕТЕЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ

ГУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД»

RuziyevM.M.

FEATURES OF HIV INFECTION PREVALENCE
AMONG CHILDREN IN TAJIKISTAN

«Republican Center for Prevention and Fight against AIDS»State Institution
_____________________________________________________________________________
Цель исследования. Изучение распространенности ВИЧ-инфекции среди детей и факторы риска её передачи.
Материал и методы.Изучались официальные материалы республиканского и региональных центров по профилактике и борьбе со СПИД, амбулаторные карты и истории болезней беременных женщин и их детей, с проведением одномоментного перекрестного анкетного опроса ВИЧ положительных матерей за период 2002-2015 гг. 637 детей (0-14 лет).
Результаты. По состоянию на декабрь 2015 г. кумулятивное число официально зарегистрированных ВИЧ-положительных детей младше 15 лет в Таджикистане составило 637 человек, 370 (58,3%) из них не имели ВИЧ-положительных матерей. Путь передачи инфекции был зарегистрирован как «неизвестный». Не исключена возможность внутрибольничной передачи инфекции либо при проведении манипуляций, связанных с повреждением кожных покровов и слизистых оболочек: прием домашних родов, прокол мочки уха, обрезание крайней плоти, иглорефлексотерапия и др., вне медицинских учреждений, например, у знахарей (по обращению к ним родителей детей).
Заключение. Работникам Центров борьбы со СПИДследуетпринимать меры по выявлению механизма передачи ВИЧ по каждому случаю у детей с «неизвестным» путем передачи инфекции.
Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, факторы риска, пути передачи, беременные женщины, дети, люди, живущие с ВИЧ

Aim.The study of the prevalence of HIV infection among children and their factors of transmission risk.
Materials and methods.The official materials of republican and regional centers on prevention and fight
Results. As of December 2015, the cumulative number of officially registered HIV-positive children under 15 years old in Tajikistan is 637. Moreover, 370 or 58,3% of themdid nothave HIV-positive mothers and their mode of transmission was registered as «unknown.» However, the nosocomial transmission of infection during certain manipulations associated with skin and mucous membrane damages,in particular, during home deliveries, ear-piercing, circumcision, acupuncture, etc., outside of health facilities, for instance, by quacks (parents addressing to them) isn’t excluded.
Conclusion. The results indicate that the AIDS center employees should take measures to indicate the mechanism of HIV transmission in each case of children with «unknown» was of transmission.
Key words: HIV infection, risk factors, ways of transmission, pregnant women, children, people living with HIV
__________________________________________________________________
Актуальность
Ростколичества женщин среди людей, живущих с ВИЧ, является тревожной тенденцией, и этому вопросу многие исследователи уделяют пристальное внимание [1, 3]. В свою очередь, прямо пропорционально этому возрастает и количество детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. Вероятность заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери составляет в среднем 25-35% [2, 4, 5]. Для своевременного выявления ВИЧ и назначения профилактического лечения антиретровирусными препаратами все беременные женщины должны обследоваться в женской консультации, что не всегда проводится. В свете изложенного необходимо проведение комплекса мер по профилактике ВИЧ и других гемоконтактных инфекций среди детей.
Материал и методы исследований
Изучались официальные материалы республиканского и региональных центров по профилактике и борьбе со СПИД, амбулаторные карты и истории болезней беременных женщин и их детей, с проведением одномоментного перекрестного анкетного опроса ВИЧ положительных матерей. Всего за период с 2002г. по 2015г. изучена медицинская документация 637 детей (0-14 лет).
Статистическая обработка материалов проводилась общепринятыми методами с нахождением процентов, средней скользящей, средней взвешенной арифметической и её средней ошибки с использованием пакетов приложений Microsoft Office 2007.
Результаты и их обсуждение
В стране, начиная с 2011 года, наметилась вызывающая тревогу тенденция роста числа выявляемых новых случаев ВИЧ среди детей в возрасте 0-14 лет. Удельный вес детей среди всех новых случаев инфекции в течение 2012-2015гг. колебался от 16,2% до 11,1% (табл.).
По состоянию на декабрь 2015г., кумулятивное число официально зарегистрированных ВИЧ-положительных детей младше 15 лет в Таджикистане составило 637 человек (табл.) или 8,2% от кумулятивного числа всех ЛЖВ (6117 человек).

Случаи регистрации ВИЧ-инфекции среди детей в 2002-2015гг.
2002-2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Всего (кумулятивно)
Новые случаи ВИЧ-инфекции среди детей 0-14 лет (всего) 8 11 5 12 15 71
134 129 123 128 637

В % ко всем новым случаям ВИЧ 1,2 3,2 1,7 2,7 1,5 7,2 16,2 14,7 12,2 11,1 8,2
В том числе с установленным вертикальным путем передачи (передача от матери ребенку) 1 8 3 11 14 26 36 47 57
54 257
В том числе с неустановленным путем передачи (мать ВИЧ отрицательная) — зарегистрированы как «неизвестный путь передачи» 1 0 2 1 1

45
98 82
66
74

370

В том числе при гемотрансфузии 6 3 1 — — — — — — — 10

Причем, как видно из таблицы, в стране почти в два раза увеличилось число ВИЧ-положительных детей с вертикальным путём передачи инфекции. Данный факт требует целенаправленного выяснения причин и факторов увеличения с одновременной интенсификацией и повышением качества профилактических мер среди женщин репродуктивного возраста, включая беременных женщин.
Большинство случаев ВИЧ инфицирования детей установлено по результатам клинико-лабораторного и эпидемиологического обследований, которые были проведены спустя определенное время после родов и первичного обращения родителей за медицинской помощью в связи с возникшими проблемами в состоянии здоровья их детей. При этом из анамнеза установлено, что матери этих детей не обращались в дородовые учреждения во время беременности и, соответственно, не проходили тестирование на ВИЧ. Тестирование на ВИЧ, проведенное матерям при упомянутом первичном их обращении по поводу проблем у детей, у всех выявило ВИЧ-инфекцию.
В 2015 году в стране при поддержке ЮНИСЕФ было проведено исследование по определению качества и эффективности осуществляемой программы профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку (ППМР). Исследованием установлено увеличение в рамках ППМ охвата беременных женщин услугами добровольного консультирования и тестирования (ДКТ) в целом по стране. Результаты исследования продемонстрировали некоторые издержки существующей политики тестирования на ВИЧ (алгоритм тестирования). По используемому алгоритму все положительные результаты тестирования должны подтверждаться исследованием ИФА и иммунным блоттингом, что нередко приводит к задержкам верификации диагноза ВИЧ-инфекции и, соответственно, к отсрочке начала АРТ терапии или АРВ профилактики среди беременных женщин в рамках ППМР.
В связи с этим было рекомендовано упростить алгоритм тестирования. Кроме того, было рекомендовано обеспечить в полной мере тест-системами для обследования беременных женщин на ВИЧ, а также обновить национальный клинический протокол по ППМР с учётом последних рекомендаций ВОЗ относительно назначения АРТ-терапии всем беременным женщинам, независимо от количества лимфоцитов CD4 в 1 мкл крови.
Необходимо отметить, что 74 из 128 вновь зарегистрированных ВИЧ-положительных детей в 2015 г. не имели ВИЧ-положительных матерей, то же самое отмечено у 98 детей в 2012 году, у 82 детей – в 2013 и у 66 детей — в 2014 г., поэтому путь передачи инфекции им был зарегистрирован как «неизвестный». Кумулятивно таких детей с 2002г. по 2015г. насчитывается 370 человек, или 58,3% от кумулятивного числа всех случаев ВИЧ у детей.
Фактически, действительные причины возникновения ВИЧ-инфекции у названных выше детей (370 человек) остаются вроде бы неизвестными. Однако, при этом мы не можем исключить фактор внутрибольничной передачи инфекции или риска передачи ВИЧ детям при проведении некоторых манипуляций, связанных с повреждением кожных покровов и слизистых оболочек. В частности, при приеме домашних родов, проколе мочки уха, обрезания крайней плоти, иглорефлексотерапии и др., вне медицинских учреждений, например, у знахарей (по обращению к ним родителей детей).
В свете изложенного необходимо в неотложном порядке принятие максимально эффективных мер по профилактике и контролю ВИЧ и других гемоконтактных инфекций во всех медицинских учреждениях страны, независимо от форм собственности. При этом исходить из того, что каждый медицинский работник несёт профессиональную и юридическую ответственность в вопросах предупреждения передачи пациентам ВИЧ-инфекции при оказании им медицинской помощи.
Неукоснительное соблюдение практики безопасных инъекций и других медицинских манипуляций, связанных с нарушением кожных покровов и слизистых оболочек, и сопутствующего инфекционного контроля является неотъемлемой частью обязанностей медработников, так как обеспечивает защиту как их пациентов, так и их самих.
Во всех медицинских учреждениях страны населению должна быть гарантирована безопасность лечебно-диагностических и прочих процедур (внутрикожные, подкожные и внутримышечные инъекции, внутривенные вливания и инъекции, стоматологические процедуры, флеботомия, ланцетные процедуры, все хирургические манипуляции, связанные с повреждением кожных покровов и слизистых оболочек, косметические и пр.). Причем со стороны медицинского работника должна быть обеспечена прозрачность в этой работе в плане визуализации для пациентов или сопровождающих их людей (родители и др.) используемых в работе инъекционных и других медицинских инструментов, а также препаратов и медикаментов.
В учреждениях, кабинетах и других местах бытового обслуживания людей (парикмахерские, салоны красоты, косметологические кабинеты и т.п.) должно быть гарантировано безопасности при проведениивсех услуг (процедур),связанных с повреждением (или при наличии риска повреждения) кожных покровов и видимых слизистых оболочек (стрижка волос, бритьё, маникюр, педикюр, косметологические процедуры, прокол мочки уха, обрезание крайней плоти, татуаж, пирсинг и т.п.). Все специалисты, оказывающие перечисленные выше услуги, должны быть обучены по основам инфекционной безопасности и предупреждены об ответственности за нарушения санитарного и противоэпидемического режима в своей работе.
Заключение. Работникам Центров СПИДследуетпринимать исчерпывающие меры по выяснению механизма передачи ВИЧ по каждому случаю данной инфекции у детей с так называемым «неизвестным» путем передачи. Для профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку необходимо обеспечить комплексный межведомственный подход на всех уровнях оказания медико-социальной помощи женщинам и детям. Все специалисты, оказывающие услуги населению, связанные с повреждением кожных покровов и видимых слизистых оболочек, должны быть обучены основам инфекционной безопасности и предупреждены об ответственности за нарушения санитарного и противоэпидемического режима в своей работе.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бобоходжаева М. О. Доступ уязвимых слоёв населения к услугам в области репродуктивного и сексуального здоровья в условиях широкого распространения ИППП/ВИЧ // Научно-практический и теоретический журнал непрерывного последипломного образования ТИППМК. Душанбе. 2011. №1. С. 24 — 27.
2. ЗайцеваН.Н., КузоватоваЕ.Е., НосовН.Н. Профилактика перинатальной передачи ВИЧ в Приволжском федеральном округе //Медицинский альманах. 2012. № 3 (22). С. 78-81.
3. Мирзоев А.С., Хаитова М.М., Карабекова Д.А. Репродуктивная функция женщин, жен мигрантов, инфицированных ВИЧ // Здравоохранение Таджикистана. 2011. №4. С.107-109.
4. Салина Е.Н., Ситник Т.Н., Валявская И.А. Анализ эффективности профилактики вертикальной передачи ВИЧ в Воронежской области // Инфекция и иммунитет. 2012. Т. 2, № 1–2. С. 422-423.
5. Тютенева Ж.А. ВИЧ-инфекция и материнство // Здравоохранение Таджикистана. 2011. № 4. С.107-109.

REFERENCES
1. BobokhodzhaevaM. O. Dostup uyazvimykh sloev naseleniya k uslugam v oblasti reproduktivnogo i seksualnogo zdorovya v usloviyakh shirokogo rasprostraneniya IPPP/VICh [Access of vulnerable populations to services in the area of reproductive and sexual health in a wide spread of STI/HIV]. Nauchno-prakticheskiy i teoreticheskiy zhurnal nepreryvnogo poslediplomnogo obrazovaniya TIPPMK — Scientific-practical and theoretical journal of continuous postgraduate education TIPTMP, Dushanbe, 2011, No. 1, pp. 24 — 27.
2. Zaytseva N.N., Kuzovatova E.E., Nosov N. N. Profilaktika perinatalnoy peredachi VICh v Privolzhskom federalnom okruge [Prevention of perinatal transmission of HIV in the Volga Federal District]. Meditsinskiy Almanakh — Medical Almanac, 2012, No. 3 (22), pp. 78-81.
3. Mirzoev A. S., Khaitova M.M., Karabekova D. A. Reproduktivnaya funktsiya zhenshchin, zhen migrantov, infitsirovannykh VICh [The reproductive function of women, women migrants, people living with HIV]. Zdravookhranenie Tadzhikistana — Public Health of Tajikistan, 2011, No. 4, pp.107-109.
4. Salina E.N., Sitnik T. N., Valyavskaya I. A. Analiz effektivnosti profilaktiki vertikalnoy peredachi VICh v Voronezhskoy oblasti [Analysis of the effectiveness of HIV vertical transmission in the Voronezh Region]. Infektsiya i Immunitet — Infection and Immunity, 2012, Vol. 2, No. 1–2, pp. 422-423.
5. Tyuteneva Zh. A. VICh-infektsiya i materinstvo [HIV infection and motherhood]. Zdravookhranenie Tadzhikistana — Public Health of Tajikistan, 2011, No. 4, pp.107-109.

Сведенияобавторе:
Рузиев Муродали Мехмондустович — научный консультант ГУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе с СПИД», к.м.н.

Контактная информация:
Рузиев Муродали Мехмондустович — 734016, Таджикистан, г. Душанбе, ул. Дехоти – 48; тел.: + 992 918 71 32 66; e-mail: m.ruziev@mail.ru.

Ключевые слова:

Комментарии

Back to Top