ЛАТЕКСНАЯ АЛЛЕРГИЯ

ЛАТЕКСНАЯ АЛЛЕРГИЯ

© Коллектив авторов, 2015

УДК: 616-056 3: 616-053.5

Джураев М.Н., Каримова Н.И., Рахимова С.А., Акбарова М.М., Джураева С.М.

ЛАТЕКСНАЯ АЛЛЕРГИЯ

Кафедра аллергологии и иммунологии ГОУ ИПОвСЗ РТ

Аннотация

С начала 90-х годов ХХ века проблема латексной аллергии начала приобретать черты эпидемии аллергии. Все чаще появляются сообщения о различных проявлениях латексной аллергии, особенно среди медицинских работников, у рабочих, занятых в производстве резины, и других работников, обычно использующих резиновые перчатки (на­пример, рабочие в теплицах). От 50% до 65% пациентов с аллергией к латексу сенсибилизированы также к продуктам растительного происхождения, преимущественно фруктам и овощам, что обусловлено схожимиэпитопами белковых молекул латекса и растительных продуктов. В статье приведены данные различных авторов об эпидемиологии, этио- патогенезе, клинических вариантах, диагностике, лечении и профилактикелатексной аллергии.

Ключевые слова: латекс, резина, каучук, атопия, перекрестная аллергия

Латексная аллергия — это группа аллергических болезней(контактный аллергический дерматит, крапивница, аллергический ринит, конъюнктивит, бронхиальная астма, анафилактический шок), об­условленных сенсибилизацией к латексу. Латекс — натуральный каучук (добывается из каучукового дерева Гевеи — Heveabrasiliensis,rubbertree, резино­вое дерево), широко используется в производстве резиновых изделий медицинского, бытового и технического назначения [1, 2, 4, 6]. Латекс начал использоваться в здравоохранении с 19-го века. В 1896 году Halsterd — известный хирург — впервые применил латексные хирургические перчатки. В 1979 году Nutter описал контактную крапивницу от бытовых резиновых перчаток, а в 1980 году Forstrom описал генерализованную крапивницу от хирургических перчаток [1, 16, 26, 29]. В 1984 году появились первые сообщения об анафилак­тических реакциях на латекс, а в 1991 году было

первое сообщение о фатальной анафилактической реакции на латекс. И уже с начала 90-х годов ХХ века проблема латексной аллергии начала приоб­ретать черты эпидемии аллергии: среди медицин­ских работников распространенность латексной аллергии колеблется от 3% до 25%, у работников резиновых производств — от 6% до 11%, у детей со spinabifida — 18-65% [5, 10, 26].

Понятие «резина» не является синонимом ла­текса и описывается как сложная смесь, в состав которой кроме натурального латекса входит широ­кое разнообразие добавок с низкой молекулярной массой.В настоящее время известно более 40 000 потребительских изделий (воздушные шары, на­дувные матрацы, занавески для душа, оборудова­ния для плавания, краски, соски и пустышки для детей резиновые детские игрушки, изоляционный материал и др.) и более 4000 медицинских изде- лий(перчатки, манжеты, катетеры, наконечники,

жгуты, дренажные трубки, пластыри, пробки и др.), которые содержат латекс и потенциально могут служить источниками латексных аллер­генов. Естественные аллергены каучука — это белки, присутствующие в сыром латексе (но не другие вещества, попадающие в него в процессе производства). Выделено 17 аллергенов латекса (с учетом изоформ) с молекулярной массой от 2 до 100 кДа. Латекс состоит из углеводорода изопрена (25-45%), белка (1-2%), липидов, кар- богидратов, а также содержит неорганические элементы (калий, кальций, магний, цинк, натрий и др.). Для стабилизации эластических свойств и создания коммерческих изделий к нему добавля­ют многие химические компоненты сразу после сбора и процесса обработки. Аммоний — консер- вант,добавляется к млечному соку во время сбора. Акселераторы, антиоксиданты, эмульгаторы и стабилизаторы добавляются позже. Аллергиче­ские реакции развиваются, во-первых, на белки латекса, т.е. на собственные белки млечного сока HeveaBrasiliensis и, во-вторых, на химические добавки, использующиеся в процессе обработки латекса [6, 14, 31].

В зависимости от пути поступления (инга- ляционно или при контакте) аллергены латекса могут вызывать у предрасположенных пациентов респираторные или кожно-слизистые проявления заболевания [1, 17, 27].

Несмотря на то, что аллергия на латекс наибо­лее часто встречается среди медицинских работ­ников, она обнаружена также у рабочих, занятых в производстве резины, и других работников, обычно использующих резиновые перчатки (на­пример, рабочие в теплицах), а также у пациентов, перенесших множество хирургических операций [4, 8, 18, 34].

Распространенность и частота развития ал­лергии к латексу зависят от частоты и продол­жительности контакта с латексом. В связи с этим выделяют следующие группы риска развития латексной аллергии:

—     медицинские работники и, особенно, операционный персонал, у которого частота латексной аллергии достигает 7,4% у хирургов и 5,6% у операционных сестер. Работники меди­цинских лабораторий и стоматологи также име­ют высокий процент заболеваемости латексной аллергией. Приблизительно 50% всех случаев латексной аллергии приходится на медицинских работников;

—     работники резиновой промышленности — производства каучука;

—     пациенты, подвергающиеся многократным оперативным вмешательствам (пациенты со spinabifida, менингоцеле);

—     лица с атопическими заболеваниями, осо­бенно женского пола: по разным данным, 70-80% всех заболевших латексной аллергией составляют женщины, что объясняется более частым исполь­зованием ими изделий из латекса;

— пациенты с пищевой аллергией к бананам, авокадо, киви, персикам являются группой риска из-за существующих перекрестных свойств анти­генов латекса и этих фруктов.

Клинические варианты латексной аллергии

1.    Простой контактный дерматит (дерматит от раздражения)

2.     Аллергический контактный дерматит

3.    Крапивница (контактная или генерализован­ная) и отеки Квинке

4.     Аллергический ринит

5.     Аллергический конъюнктивит

6.     Бронхиальная астма

7.     Анафилактический шок.

Одной из самых распространенных реакций на латексные перчатки является простой, или ирри- тантный, контактный дерматит, который состав­ляет 80% всех реакций на перчатки из латекса.

Еще несколько лет назад сообщения об ана­филаксии в результате латексной аллергии были нередкими. Однако, с улучшением понимания па­тогенеза латексной аллергии, более раннего рас- познаванияэтого вида аллергии, а также раннего выявления пациентов, потенциально способных развить тяжелую системную реакцию на латекс, своевременное проведение профилактических и лечебных мероприятий привело к сокращению тя­желых и смертельных анафилактических реакций на латекс в настоящее время. Некоторые пациенты проходят стадию контактной крапивницы перед тем, как развить системную реакцию, тогда как другие могут развивать тяжелыйбронхоспазм и/ или анафилаксию без каких-либо предваритель­ных симптомов. Причинами зафиксированных случаев анафилактического шока на латексные аллергены являются: пудра от латексных перча­ток и сами перчатки, хирургические перчатки, наконечники клизм, урологические катетеры, пре­зервативы, воздушные шары. Аллергия к латексу является одной из главных причин анафилаксии во время оперативных вмешательств, причем анафилактическая реакция может развиться еще до операции — при введенииэндотрахеальной трубки, может во время операции — при контакте латексных перчаток хирурга с брюшиной пациен­та, а может и после операции. Пациентам с выяв­ленной аллергией к латексу проводят операции в условиях полной элиминации латекс-содержащих медицинских инструментов и средств ухода [1, 3, 23, 33, 35].

От 50% до 65% пациентов с аллергией к латексу сенсибилизированы также к продуктам раститель­ного происхождения, преимущественно фруктам и овощам. Эта перекрестная реакция обусловлена очень похожими эпитопами белковых молекул латекса и растительных продуктов, прежде всего фруктов, поэтому получила название «фрукто­во-латексного синдрома». Наиболее часто этими свойствами обладают: авокадо, бананы, каштаны, плоды цитрусовых, киви, гуава, персики, карто­фель, земляника, помидоры, папайя, слива, вишня, абрикос, кокос, манго, ананас, сельдерей, кунжут [2, 15, 22, 25, 32].

Из-за наличия перекрестной реактивности за счет структурной гомологии между аллергенами различают также «латекс-гриб»- и «латекс-пыль- ца»-синдромы. Перекрестная реактивность между латексом, растительной пыльцой и плодами свя­зана, по-видимому, с профиллином, присутству­ющим во всех этих трех компонентах: плодах, пыльце и латексе.

Диагностика латексной аллергии начинается с анамнеза, который позволяет оценить все факторы риска, наличие атопических болезней, в том числе пищевой аллергии на свежие фрукты, наличие ирритантного или контактного дерматита и пр. Проводятся аппликационные, кожные, провокаци­онные и лабораторные (радиоаллергосорбентный или иммуноферментный) тесты [7, 12, 19, 31].

Основные принципы лечения и профилактики латексной аллергии заключается в следующем:

1.    выявление пациентов с высоким риском наличия латексной аллергии;

2.    элиминация всех возможных контактов с латексными аллергенами;

3.    оформление паспорта больного латексной аллергией;

4.     обучение пациента.

Лечение проводится симптоматическое в зависимости от вида аллергических реакций и клинических проявлений. В настоящее время разрабатывается аллергенспецифическая иммуно­терапия (АСИТ) модифицированными латексными аллергенами, которая является перспективным и обнадеживающим методом терапии латексной аллергии [1, 4, 20, 25].

Латекс недорог и универсален и потому широко используется в медицине, в быту и на производ­стве. В настоящее время доступны практически все аналогичные изделия, не содержащие латекс. Важно отличать резиновые изделия из натурально­го каучука от изделий из синтетического каучука, которые абсолютно нормально переносятся па­циентами с латексной аллергией [4, 8, 11, 30, 34].

Таким образом, главным и самым эффективным методом лечения и профилактики латексной аллер­гии является прекращение контакта с аллергенами латекса.

ЛИТЕРАТУРА (пп. 7-35 см. в REFERENSES)

1.    Клиническая аллергология и иммунология /под ред. Л.А. Горячкиной, К.П. Кашкина. Москва, 2009

2.   Аллергология. Клинические рекомендации /под ред. Н.И. Ильиной, Р.М. Хаитова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

3.    Васильева О.С., Казакова Г.А., Батын С.З. Латексная аллергия// Пульмонология. 2002. №2. С. 93-100.

4.    Доказательная аллергология — иммунология: прак­тическая медицина /под ред. П.В. Колхира. Москва, 2010

5.    Лазарева Г.Ю. Диагностический справочник ал­лерголога. Москва, 2010

6.    Тузлукова Е.Б. Латексная аллергия: современный взгляд на проблему // Доктор.ру. 2007. №3.С. 26-31.

REFERENSES

1.    Goryachkina L. A., Kashkin K. P. Klinicheskaya aller- gologiyaiimmunologiya [Clinical allergology and immunology]. Moscow, 2009.

2.   Ilina N. I., Khaitova R. M. Allergologiya. Klinicheskie rekomendatsii [Allergology. Clinical Recommendations]. Mos­cow, GEOTAR-Media Publ., 2009.

3.    Vasileva O. S., Kazakova G. A., Batyn S. Z. Lateksnaya allergiya [Latex allergy]. Pulmonologiya — Pulmonology, 2002, No. 2, pp. 93-100.

4.   Kolkhira P. V Dokazatelnaya allergologiya — immu­nologiya: prakticheskaya meditsina [Evidential allergology — immunology: practical medicine]. Moscow, 2010.

5.    Lazareva G. Yu. Diagnosticheskiy spravochnik allergolo- ga [Diagnostic directory of allergist]. Moscow, 2010.

6.    Tuzlukova E. B. Lateksnaya allergiya: sovremennyy vzglyad na problemu [Latex allergy: a modern view on the problem]. Doktor. ru — Doctor, ru, 2007, No. 3, pp. 26-31.

7.    Akasawa A., Matsumoto K., Saito Kh., Incidence of latex allergy in atopic children and hospital workers in Japan. International Archives of Allergy and Immunology, 1993, Vol. 101, pp. 177-181.

8.    Baur X., Chen Z., Rozunek P., Duser M., Raulf-Khe- imsoth M. Cross-reacting IgE antibodies recognizing latex allergens, including Hev b 1, as well as papain. Allergy, 1995, Vol. 50, pp. 604-609.

9.    Beezhold D. Kh., Khickey V L., Kostyal D. A., Lipid transfer protein from Hevea brasiliensis (Hev b 12), a cross-reak- tive latex protein. Annals of Allergy, Asthma and Immunology, 2003, Vol. 90, pp. 439-445.

10.   Birmingkham P. K., Suresh S. Latex allergy in children: diagnosis and management. Indian Journal of Pediatrics, 1999, Vol. 66, pp. 717-724.

11.   Brekhler R., Theissen U., Mohr C., Luger T. Latex-fruit syndrome: frequency of cross-reacting IgE antibodies. Allergy, 1997, Vol. 52, pp. 404-410.

12.   Cantani A. Pediatric Allergy. Asthma and Immunology. Berlin, Springer Publ., 2008.

13.   Ceuppens J. L., Van Durme P., Dooms-Gossens A. Latex allergy in patient with allergy to fruit (letter). Lancet, 1992, Vol. 339, pp. 493.

14.   Charous B. L., Natural rubber latex allergy after 12 years: recommendations and perspectives. Journal of Allergy and Clinical Immunology, 2002, Vol. 109, pp. 31-34.

15.    Custovic A., Platts-Mills T. A. Managing Allergy. UK: Atlas Medical Publishing Ltd. Publ., 2009.

16.   Hazard Information Bulletin. Types of reactions to Latex Gloves. OSHA, 1998.

17.    Jaeger D., Kleinkhans D., Czuppon A. B., Baur X. La- texspecific proteins causing immediate-type cutaneous, nazal, bronchial, end systemic reactions. Journal of Allergy and Clinical Immunology, 2009, Vol. 89, pp. 759-768.

18.    Kelly K. J. Management of the latex-allergic patient. Immunology and Allergy Clinics of North America, 1995, Vol. 15, pp.139-157.

19.   Kurup V. P., Fink J. N. The spectrum of immunologic sensitization in latex allergy. Allergy, 2010, Vol. 56, No. 1, pp. 2-12.

20.   Lagier F., Vervloet D., Lkhermet I., Poyen D., Charpin D., Prevalence of latex allergy in operating room nurses. Journal of Allergy and Clinical Immunology, 1992, Vol. 90, pp. 319 -322.

21.   Novembre E., Bernardini R., Brizzi I., The prevalence of latex allergy in children seen in a university hospital allergy clinic. Allergy, 1997, Vol. 50, pp.101-105.

22.    Ownby D. R. Manifestations of latex allergy. Immunolo­gy andAllergy ClinicsofNorthAmerica, 2008, Vol. 15, pp. 31-43.

23.    Pisati G., Baruffini A., Bernabeo F., Falagiani P. Envi­ronmental and clinical study of latex allergy in a textile factory. Journal of Allergy and Clinical Immunology, 1998, Vol. 101, Iss. 3, pp. 327-329.

24.   Pittman T., Kiburz J., Gabriel K., Latex allergy in chil­dren with spina bifida. Pediatric Neurosurgery, 1995, Vol. 22, pp. 96-100.

25.    Rodriguez M., Vega F., Garcia M. T., Hypersensitivity to latex, chestnut, and banana. Annals of Allergy, Asthma and Immunology, 1993, Vol. 70, pp. 31-34.

26.    Slater J. E. Latex allergy. Journal of Allergy and Clinical Immunology, 1994, Vol. 94, pp. 139-150.

27.   Sommer S., Wilkinson S. M., Beck M. N., Type IV hypersensitivity reactions to natural rubber latex: results of a multicentre study. British Journal of Dermatology, 2002, Vol. 146, pp. 114-117.

28.   Sorva R., Makinen-Kiljuunen S., Suvelento K., Jun- tunen-Backman K., Khaantela T. Latex allergy in children with no known risk factor for latex sensitization. Pediatric Allergy and Immunology, 1995, Vol. 6, pp. 36-38.

29.   Sussman G. L., Allergens and natural rubber proteins. Journal of Allergy and Clinical Immunology, 2002, Vol. 110, pp. 33-39

30.   Tomazic V J., Shampaine E. L., Lamanna A., Cornstarch powder on latex products is an allergen carrier. Journal of Allergy and Clinical Immunology, 1994, Vol. 93, pp. 751-758.

31.   Truscott W. The industry perspective on latex. Immu­nology and Allergy Clinics of North America, 1995, Vol. 15, pp. 89-121.

32.   Turjanmaa K., Natural rubber latex allergy. Allergy, 2009, Vol. 51, pp. 593-602.

33.   Turjanmaa K., Kanto M., Kautiainen Kh., Long-term outcome of 160 adult patients with natural rubber latex allergy. Journal of Allergy and Clinical Immunology, 2002, Vol. 110, Supl. 2, pp. 70-74.

34.   Turjanmaa K., Makinen-Kiljunen S., Reunala T., Alesius Kh., Palosuo T. Natural rubber latex allergy. Immunology and Allergy Clinics ofNorth America, 1995, Vol. 15, pp. 71-88

35.   Vandenplas O., Jamart J., Delviche J. P., Occupational asthma caused by natural rubber latex: outcome according to cessation or reduction of exposure. Journal of Allergy and Clin­ical Immunology, 2002, Vol. 109, pp. 125-130.

Сведения об авторах:

Джураев Мухаммед Наврузович -зав. кафедрой аллер­гологии и иммунологии ИПОвСЗРТ, д.м.н.

Каримова Нигина Исрофиловна — асс .кафедры аллер­гологии и иммунологии ИПОвСЗРТ Рахимова Сураё Абдухакимовна — врач-аллерголог Го­родского аллергологическогоцентра Акбарова Мохиди лМаткаримовна — асс. кафедры ал­лергологии и иммунологии ИПОвСЗ РТ Джураева Сурайё Мухамедовна — асс. кафедры аллерго­логии и иммунологии ИПОвСЗ РТ

Контактная информация:

Джураева Сурайё Мухамедовна — тел.: +992-919-02-06-16

 

Комментарии

Back to Top